Довольно часто у совершенно здоровых детей, не имеющих проблем со слухом и с центральной нервной системой, проявляется задержка в развитии речи. Еще недавно специалисты были уверены в том, что степень речевого общения детей с другими людьми является самым важным критерием, от которого зависит, насколько быстро и хорошо малыш будет разговаривать.
Получается, что, прислушиваясь к другому человеку, дети получают возможность звукоподражания, а затем уже связывания звуков в слова. Именно поэтому родителям советуют как можно больше разговаривать с ребенком. Но данная теория оспаривается тем фактом, что многие родители увеличивают время общения, а малыш так и продолжает пользоваться лишь звуками.
Уже много лет проводятся исследования, выявляющие основные причины задержки речи. Основная цель проводимой работы — возможность помочь родителям и детям, столкнувшимся с подобной проблемой. Как выяснилось, время и усилия, затраченные на разговоры с ребенком, все же имеют достаточно большое влияние на развитие и улучшение качества речи, но основным «механизмом» для развития речи не являются.
Из-за чего же все-таки происходит торможение речевых навыков?
Оказалось, что основных причин несколько. Во-первых, степень развития моторной речи напрямую связана с развитием общей моторики ребенка. Это легко объяснить, если взглянуть на изображение головного мозга человека. Можно заметить, что речевая область расположена очень близко к двигательной зоне.
По сути, одно является частью другого. Отсюда можно сделать следующий вывод: если ваш малыш подвижен и активен, то и с речью у него будет всё в порядке. Развитие будет происходить своевременно и без задержек. Соответственно, если ребенок пассивен и медлителен, то и в процессе развития речи возникнут некоторые сложности.
Еще одной причиной задержки речи могут быть неподходящие социальные условия и грубые педагогические ошибки. Разумеется, если в семье крики и брань — частое явление, то не удивляйтесь, почему ребенок произносит нечленораздельные звуки. Ему непонятна ваша грубая речь. В его мире она звучит, как непонятный набор букв.
Бывает и такое, что на малыша давят, говорят: «Ну, скажи!» или «Повтори!». Без сомнения, ему неясен смысл этих фраз, но давление и ваш настрой он ощущает. Это вызывает дискомфорт и нежелание что-либо делать. Также сюда можно отнести и чрезмерную опеку, и наоборот — абсолютное невнимание к ребенку.
Третья причина — это недостаточное развитие неврологической базы ребенка. С такими случаями необходимо обращаться к специалисту, который предложит вам различные коррекционные методики. Для решения этой проблемы нужно много времени и сил. Обязательно нужно изменять воспитательный процесс и включать в него ежедневные консультации и занятия, которые помогут развить речь и мышление ребенка.

К ребенку нужен особый подход
Какие меры следует принять родителям не говорящего ребенка?
Помните, что занятия по развитию речи надо начинать как можно раньше. Самая распространенная ошибка родителей и педагогов — их бездействие. Они ждут до тех пор, пока ребенку не исполнится три года и он сам не заговорит. А вот когда у ребенка очень ограниченный словарный запас, а слова он произносит очень плохо или не говорит вообще, они в ужасе хватаются за голову и впадают в панику. Успокойтесь. Упущенные возможности и время еще можно наверстать, но сделать это будет уже гораздо сложнее.
Для начала необходимо посетить лор-врача. Он уточнит, есть ли проблемы со слухом у вашего малыша. Если со слухом все нормально, то далее следует идти к психологу, а оттуда прямиком к логопеду. Комплексное лечение обязательно поможет. Лечебные занятия обязательно должны проводиться в форме игр, которые посоветует вам врач. Самой популярной и действенной игрой считается — «Спряталось – нашлось».
Суть ее заключена в том, что на диктофон записываются названия каких-либо предметов (начните с любимых игрушек), перед ребенком изображается действие, при котором спрятанный предмет появляется и переходит в его распоряжение только тогда, когда громко и четко им будет произнесено название вещи. Это полезная и очень увлекательная для маленьких детей игра.
Если ребенок в возрасте до двух лет, то с ним нужно играть в звукоподражательные игры. Например, показывать ему собачку и спрашивать: «Как говорит собачка?». Разумеется, сначала его надо обучить, какие звуки издает то или иное животное. Продемонстрируйте ему, как отвечать на некоторые вопросы. В ситуации, когда ребенок хочет взять какую-то игрушку, спросите у него: «Хочешь взять грузовик?» и не отдавайте, пока он не ответит: «Да!».
![]() Как привить любовь к чтению? Узнайте в одной из наших статей. Не давайте детям имен, которые они не могут выговорить! Подробности тут. |
Гуляя с малышом, составляйте маленький рассказ о том, где вы сегодня были. Три – четыре предложения, не больше. Например, увидели вы поезд. Сообщите ребенку, как это называется. Пусть повторит. В конце прогулки спросите: «Что мы сегодня видели? Какие звуки он издает?». Успокаивайте и поддерживайте своего малыша, если он пытается, но у него никак не получается произнести то или иное слово. Пусть ощущает, что он не один и будет уверен в том, что рано или поздно у него все получится.
Запомните, что есть две вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах!
Никогда не считайте ребенка глупым и не превращайте рассказ о прогулке в допрос. Малыш может удивиться и просто не понять, зачем вы спрашиваете, ведь сами же все видели.
Вторым золотым правилом является постепенное исключение жестов и полный переход на слова. Ведь есть такие дети, которых в семье прекрасно понимают и без слов. Малыши просто начинают лениться лишний раз произнести фразу.
Помните о том, что нужно иногда поощрять ребенка за его старания в произнесении слов, но не вздумайте делать это постоянно. В противном случае ребенок решит, что разговаривать нужно лишь тогда, когда он что-то получает взамен. Ваш собственный тон должен быть спокойным и не содержать истерических ноток. Это выработает уверенность и оптимальный тембр голоса у ребенка.
Хочу заметить, что такие выводы, как «говорить с ребенком больше, больше ему читать» и «больше дивигаться и играть» — абсолютно правильные, проверено практикой. Также, по-моему, не следует с ребенком «сюсюкать», а общаться на равных, как со взрослым. И не важно, 3 ему месяца или 3 года.
Марина, вооот! Мне точно также сказали в Семейном Докторе, что сюсюкать категорически нельзя. Ребенок запоминает, повторяет, а потом родители и логопеды переучивают. Я своей родне категорически запретила сюсюканье, когда дочь родилась.