Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности?

маленькая-девочка2

Достаточно наивно думать, что если ребенок долгое время выполняет все ваши поручения, то в один прекрасный день он превратится в самостоятельного и ответственного человека. Не бывает так, что он сам научится ставить перед собой цели, для достижения которых необходимо принимать осмысленные решения.

При этом не забывайте о том, что ребенок должен не только самостоятельно искать решение проблемы, но и нести ответственность за все свои действия. То, что он умеет убирать за собой игрушки, застилать кровать или мыть после еды посуду — хорошо, но этого недостаточно. Нужно еще и развивать в детях уверенность, чтобы они не казались сами себе нерешительными и ни на что не способными. Иначе ребенок всегда будет зависеть от родителей. Самостоятельность проявляется в любом поступке от «сегодня я убрался в квартире» до «я разобрал на части свою игрушку и перевел бабушку через дорогу». Главное, чтобы ребенок осознавал, правильно он поступает или нет.

mama_podaet_primer_rebenku

Делай, как я, и учись!

Не нужно надеяться на то, что ребенок будет лучше вас или сможет совершить то, что так хотели, но так и не научились делать вы. Не стоит заставлять его учиться делать сразу все. Ваш сын или дочь – не игрушка, а живой человек. Если вы хотите, чтобы малыш стал ответственным помощником для вас, то стоит запастись терпением и быть готовыми к тому, что придется потратить много сил на это. Нельзя забывать, что на все требуется время. Придется вырабатывать такую линию воспитания, которая будет подходить и вам и малышу.

Почему дети не хотят или не могут стать самостоятельными?

Зачастую родители сами не понимают, что отбивают у ребенка подобное желание. Обычная ситуация: малыш решил написать письмо своей бабушке. Самостоятельно трудился над ним около часа. Заинтересовавшаяся мама попросила дать ей взглянуть на написанный текст. Заметив, что письмо написано не очень аккуратным почерком и с некоторыми ошибками, она начала кричать на ребенка, что он глупый и совсем не старается. Малыш расстроился. Мама решила помочь ему и исправила все ошибки красной ручкой, велела сыну переписать текст на чистый лист. Мальчик стал переписывать, но, ощущая за спиной присутствие матери, ждущей от него отличный результат, ребенок начал нервничать. В результате переписанное письмо оказалось намного хуже первого. Мать снова велела сыну переписать. В конце концов, ребенок расплакался, выбросил ручку и отказался писать вообще.

Почему же так произошло? Все просто! Вместо того чтобы похвалить малыша за проявленную инициативу, мать начала ругать ребенка за его ошибки, забыв о том, что ребенок САМ захотел что-то сделать. Если бы она сказала ему: «Какой ты молодец, написал письмо бабушке. Но тут у тебя несколько ошибок. Давай, вместе их исправим?», то все бы обошлось и малыш в дальнейшем, с удовольствием сам проявлял бы инициативу. А так получается, что старайся – не старайся, все равно все будет не так. Логично, что в голове малыша появится вопрос: «Зачем, вообще что-то начинать?».

Как-справиться-с-детской-рассеянностью

Хвалите ребенка за успехи, и он захочет сделать больше!

Еще одной распространенной причиной того, что дети не становятся самостоятельными, является элементарное непонимание того, что им нужно таковыми становится. И действительно, откуда же они об этом узнают, если родители все делают и решают за них. Они говорят своему сыну или дочери: «подрастешь-научишься!». Получается, что старшие сначала блокируют проявление самостоятельности, а потом обижаются на то, что ребенок не убирает за собой. А он, просто-напросто, не догадался, не знал, что это следует сделать. И опять же, в результате получается: «не знал – не сделал – поругали». Таким образом, взрослые изначально отбили у ребенка желание в дальнейшем вообще что-либо делать.

Какие же действия стоит предпринять, чтобы научить ребенка самостоятельности и ответственности?

otvetstvennost_u_rebenka

Нужно уметь принимать решения самостоятельно

Для начала необходимо научиться предоставлять ребенку право выбора. Пусть он сам решает, как ему стоит поступить в той или иной ситуации. Учите его анализировать последствия. «Что может получиться в результате, если ты поступишь так, а если выберешь иной вариант?». К примеру, подросток хочет разобрать шкаф со своей одеждой. Уточните, сможет ли он сделать это до конца без посторонней помощи или вынет вещи и оставит их разбросанными по полу? Поясните, что вы сегодня заняты, и помогать ему не сможете, но так как это его шкаф, то прибраться там можно в любой момент. Единственное условие: если все-таки начнет выполнять свою задачу, то придется довести дело до конца. Готов ли он к этому?

Планируйте заранее дела, которые необходимо сделать. Например, на следующий урок нужно выучить новые слова по английскому языку. Не надо заставлять малыша бросать все дела и срочно приниматься за изучение новых слов. Просто спросите у ребенка, когда он хочет заняться выполнением задания по иностранному языку. Таким образом, в голове малыша формируется образ того, что он принимает решение. В дальнейшем он сам научится распределять свое время без посторонней помощи.

Но не забывайте и о режиме дня. Приурочьте какие-либо обязательные дела и занятия к определенному времени. Если такого режима нет, то родителям придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок справлялся со всеми своими заданиями и обязательствами, точнее, чтобы он успевал их выполнить. А это будет только вредить динамике развития самостоятельности.

mama_hvalit_doshku

Какая ты молодец!

Поощряйте своего сына или дочь к самостоятельности. Не забывайте лишний раз похвалить. Говорите ему о том, что гордитесь им за совершенные поступки, что очень рады тому, что он, пока мама была на работе, сделал все уроки сам, протер пол или пыль и навестил больную бабушку. Развитием самостоятельности и ответственности служат и сюжетно-ролевые игры, а также игры с правилами. В них можно представлять себя кем угодно, принимать какие угодно решения, но не забывать, что они тоже ведут к каким-то последствиям. Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем быстрее он примерит на себя роль самостоятельного человека в жизни.

И запомните несколько важных правил!

Не давите на своего ребенка. Не говорите ему: «Вот я в твои годы!» или «Да если бы я так сделал, то уже бы получил!». Вы – это вы. Он – это он. Он – ребенок. Ему нужно совершать свои ошибки, чтобы научиться понимать жизнь и быть ответственным. И нет ничего страшного в том, что иногда ошибки повторяются. Дети должны переживать последствия неверных решений. Ничего ужасного в этом нет. Рано или поздно, ребенок все поймет и будет правильно применять полученные знания на практике.

Учите его гордиться своими поступками. Пусть чувствует себя важным. Это только подтолкнет его в следующий раз к еще большему количеству принятых самостоятельно решений.



Хотите получать сообщения о новых статьях в журнале "Я и дети"? Подписывайтесь на обновления! (Введите свой e-mail)



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий


6 − = 3

Читать нас
© Я и дети - Женский журнал о семье, детях, красоте и здоровье | Мы в Google+
Все права защищены.
Перейти на мобильную версию сайта
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100